Библиотека
Этический кодекс православного предпринимателя.

ИСКОМОЕ.ru
Расширенный поиск
Главная    Новости благочиния    Библиотека    Рейтинг сайтов    Опросы    Православный форум    Фотогалерея    Обратная связь


Назад к списку | К началу статьи

1. Источники православной этики предпринимательства

1.1. Учение Церкви как основа этического мышления и поведения

В своем этическом мышлении и поведении православный предприниматель основывается на учении Церкви: Священном Писании и Священном Предании, официальных документах Церкви.

В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Универсальной основой отношений со всеми участниками хозяйствования для предпринимателя выступает принцип справедливой взаимности. Предприниматель должен стараться выстраивать такую систему отношений, в которой любой человек находился бы в объективно равных с нравственной точки зрения условиях, вне зависимости от условий, которые ему предлагает существующая реальность деловых отношений и условий ведения бизнеса.

От нравственного закона, от его предписаний православный человек не может отказаться. Он знает, что за нарушение закона он обязательно будет отвечать перед Богом, перед своей совестью, перед общественным мнением. Никому не позволено нарушать этот закон и мириться с этим нарушением, ибо от нарушения нравственного закона страдает не закон, а сам нарушитель.

Еще Каину Господь напоминал основное требование нравственности: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 6-7).

Нравственное значение предпринимательства вытекает из его постоянной обращенности к полезным для людей делам, за исключением тех случаев, когда единственным побудительным мотивом предпринимателя является сребролюбие, единственной целью его деятельности – получение прибыли. Святой Иоанн Златоуст предупреждал, что “как не засеянная и не насажденная земля производит траву сорную и негодную, так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам”.

1.2. Документы православной общественности

Этические воззрения и примеры этического поведения православного предпринимателя, как и любого православного человека, в первую очередь основываются на Священном Писании и Священном Предании, официальных документах Церкви. Однако для формирования своих этических взглядов православный предприниматель может также использовать документы православной общественности или документы, в разработке и принятии которых участвовала православная общественность.

В «Декларации о правах и достоинстве человека» (принята на Десятом Всемирном Русском Народном Соборе) говорится:

Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается.

Предприниматель должен признавать и осознавать ценность всех людей, участвующих в его деле или так или иначе связанных с ним. Прямой путь к этому – постоянное памятование о том, что каждый такой человек является образом Божиим. Не признавая ценности людей, предприниматель проявляет неуважение к Творцу, что совершенно недопустимо для православного верующего.

Предприниматель стремится обеспечить деятельность своего дела так, чтобы и он сам, и все его участники приобретали достоинство – честным трудом предоставляли обществу достойные продукты или услуги.

Постоянная устремленность к добру (в православном понимании абсолютное добро – есть воля Божия) меняет общий взгляд на дело, которое уже не рассматривается как «машина для зарабатывания денег». В «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (принят на Восьмом Всемирном Русском Народном Соборе) сказано:

Деньги – лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело – настоящее, захватывающее целиком, - вот богатство предпринимателя.

Критерий должного предпринимательства, наличие в предпринимательстве православной составляющей, может признаваться православным сообществом только в случае, когда предприниматель видит свое достоинство и богатство в созданном им эффективном и этичном бизнесе. В этом бизнесе деньги играют роль средства для достижения поставленной цели – надежного существования самого дела, как возможности реализации каждой человеческой личности и данных ей от Бога способностей.

1.3. Этическая традиция в истории православного предпринимательства и управления

Православный предприниматель следует этической традиции российского предпринимательства. Он должен помнить, что быть православным не удобно, а - правильно. Православный бизнес не может быть не этичным, поскольку если он не этичен, то это путь от Спасения. В современных условиях, дело православного предпринимателя может быть подобно человеку, который держит пост, постоянно находясь на пиру. Православный предприниматель может принимать принцип, которым исторически руководствовались просвещенные российские основатели и руководители Дела: "прибыль выше всего, но честь превыше прибыли", но при этом он понимает, что есть вещи превыше чести бизнесмена, чести предпринимателя, и это совесть православного христианина.

Это означает, что прибыль не является единственным мерилом целесообразности тех или иных хозяйственных действий. Прибыль значима только тогда, когда обеспечена честью и совестью:

• налицо честное и справедливое отношение к деловым партнерам, наемным работникам;
• выполняются обязательства перед государством и обществом;
• исключается участие в нравственно сомнительных или безнравственных и незаконных предприятиях;
• во всем есть стремление к безупречной деловой репутации.

Православный предприниматель изучает этическую традицию российского предпринимательства, ищет в ней примеры для подражания и ответы на этические вопросы своих деловых отношений. При этом он помнит, что в названной этической традиции воплотилось церковное понимание праведности богатых, каковыми должны и обычно являются православные предприниматели.

Святитель Климент Александрийский говорит:

"Господь не осуждает богатства и не лишает людей небесного наследия за одно только то, что они богаты, особенно если они ревностны в исполнении его заповедей".

Ревностное исполнение заповедей и есть источник этической традиции российского предпринимательства. Благодаря этой традиции российские предприниматели имели чистую совесть и угождали Богу, а также служили людям своим предпринимательским талантом.

2. Духовные нормы поведения в деловой жизни

2.1. Постоянное стремление к исполнению в жизни заповедей Божиих, покаяние в нарушении их, и естественное и правильное внутреннее смирение перед Богом.

Предприниматель, как и каждый человек, на своем пути проходит различные испытания. Его задача – во всех испытаниях смиряться перед Богом, а также быть смиренным и перед людьми. Нужно помнить, что испытанием является и успех дела, и его неудача.

В случае успеха предприниматель испытывается на способность смирять свою гордость. Церковь разъясняет, что с позиций Священного Писания, гордость является самым тяжким грехом, от которого проистекают все другие грехи. Под гордостью понимается противление воле Божией, превозношение перед другими людьми (вера в собственное исключительное превосходство), желание всех подчинить своей воле, презрительное отношение к людям и т.д. Православный предприниматель всегда помнит:

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6, 1 Пет. 5:5).

Если предприниматель возгордился, то это не делает его успех незаслуженным, но гордость лишает его славы Божией.

В неудачах предприниматель испытывается на стойкость, на способность делать выводы из ошибок, исправлять промахи и не впадать в уныние. Его смирение выражается в терпеливом, без ропота, преодолении трудностей, умении выносить уколы самолюбия и скептическое отношение к себе окружающих. Преподобный Антоний Оптинский говорит:

“…Без смирения в духе спастися невозможно, а смирению от одних слов научиться нельзя – потребна практика, чтобы кто трепал нас, и мял, и выколачивал кострику 'жесткая кора растений', без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями обретается”.

Православный предприниматель принимает все испытания как школу смирения, которая позволяет ему выработать это самое ценное, по учению святых отцов, качество человека в глазах Господа. Проявляя в деловой жизни смирение, предприниматель идет ко спасению в Царстве Небесном.

2.2. Ориентация во всех обстоятельствах деловой жизни на исполнение заповедей

Смирение позволяет исполнить заповеди, ибо именно гордость и соблазны низлагают человека, понуждая его к греху. Православный предприниматель стремится во всех обстоятельствах деловой жизни соблюдать заповеди. Он всегда помнит слова Господа нашего Иисуса Христа:

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (Ин., 14, 21).

Во всех сложных и этически неоднозначных ситуациях выработка решений должна начинаться с приложения заповедей к таким ситуациям. Предприниматель верит, что слово Божие является ключом к пониманию и разрешению самых трудных ситуаций.

2.3. Отношение к предпринимательству, как исполнению необходимого земного послушания, данного Господом, как сфере служения Богу и людям.

Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Все члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому даются особые дары для служения всем:

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10).

Предпринимательство рассматривается как область, в которой, как и в любой другой нравственно оправданной деятельности, надлежит служить Богу и людям. Служение предпринимателя заключается в организации экономических сообществ людей, в которых каждый член сообщества в соответствии со своим призванием, талантами, знаниями, умениями и свободным выбором заслуженно получает свое место собственника, партнера, наемного менеджера, специалиста или сотрудника какой-либо другой необходимой профессиональному сообществу профессии.

В своем служении предприниматель стремится к выполнению воли Божией. Он верит, что совпадение его личной воли с волей Бога обеспечивает успех его служения. Вместе с тем важно учитывать, что воля Божия бывает по благоволению и по попущению.

Преподобный Макарий Оптинский: «Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное – к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, - и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия – по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали».

Исходя из смысла приведенного высказывания, можно заключить о наличии двух путей в хозяйственной жизни. Первый путь заключается в том, что люди самостоятельно избирают область своей деятельности и средства ее осуществления, к которым человек и предназначен. В этом случае Бог благоволит человеку, оказывая необходимую поддержку. Эта поддержка приводит к тому, что человек преодолевая трудности, учится исправлять ошибки и заблуждения, правильно видеть место своей деятельности в жизни людей и непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией. Но возможен и второй путь – когда человек принимает решения, которым Бог не благоволит. Из этого не вытекает абсолютной неосуществимости этих экономических дел. В этом случае человеческие дела осуществляются по Божию попущению. Господь дает возможность человеку реализовать то или иное дело и убедиться в его не спасительности и неполезности для самого человека.

2.4. Отношение к плодам предпринимательства, как к дарованным Богом для мудрого и рассудительного использования.

Предпринимательство является одним из видов труда, нравственно равноправным с другими видами труда:

Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1-16) (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

В данном положении сформулировано важное признание равноправности функционально различных видов экономической деятельности людей. В приведенном перечислении названы: предприниматель (купец), менеджер (домоправитель), наемные работники (слуги и работники в винограднике) и свободные труженики (сеятели, рыбаки).

В силу этого к предпринимательству приложимы и другие определения, даваемые Церковью трудовой деятельности:

• Труд является органичным элементом человеческой жизни.
• Труд - это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа.
• Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда, но и задает его особый ритм (заповедь субботствования, а с апостольских времен – заповедь о первом дне седмицы, то есть - воскресении).

Труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол Павел пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17).

Через труд человек не только господствует над внешней природой, но в то же время труд – средство господства человека над своей природой внутренней. Это средство, призванное преобразить человека, вернуть ему утраченный рай и Божие благоволение. Это способ самовоспитания и самообладания, возможность употребить свои природные силы на служение разумной идее.

Православный предприниматель принимает условия благословенности своего труда и всячески стремится к ней.


читать: стр.1 | стр.2 | стр.3 | стр.4



Православный Топ